Нахождение смысла
17 Jan 2013 23:16Сказка №9
Нахождение смысла
Есть в Джарезме посудная лавка Аль Кудда. Всем известное место. Так вот, как раз напротив неё (самую малость вверх по улице) сидит дервиш Сахнуб и за небольшое вознаграждение объясняет каждому смысл чего-либо. Будь то вещь, человек или явление — у всего своя суть есть. Вполне процветающее предприятие. Желающие всегда есть. Дервиш и без вознаграждения готов объяснить что угодно. Но люди отчего-то думают, что подлинный смысл им будет открыт только тогда, когда они вручат дервишу что-то ценное. Сахнуб не возражает… Вот послушайте, какая интересная посетительница пришла однажды к дервишу в поисках смысла.
Было это прошлой весной. Сказочное время в Джарезме: ночи уже тёплые, а в полдень ещё не слишком жарко. Сахнуб сидел на низкой деревянной скамейке перед своим домом и смотрел в небо. Наверное, постигал его смысл. И тут к нему обратилась проходившая по улице женщина:
— Не ты ли тот самый дервиш Сахнуб, о котором говорят, что ему открыты все тайные смыслы вещей?
— Да, это я, — отвечал Сахнуб. — Что тебе надо? Если руководит тобой праздное любопытство, то лучше ступай себе своей дорогой! А если хочешь спросить что-то — не медли!
— Я хочу рассказать тебе свою историю, — сказала женщина. — И буду благодарна, если ты объяснишь мне её, ибо сама я постичь эти факты не в силах.
Сахнуб уж было приготовился выслушать очередную историю о вещем сне или о знамении (а таких историй выслушал он немало), но с первых же слов рассказ женщины поразил его своей необычностью.
— Дело в том, что у меня живёт обезьяна, — начала свой рассказ посетительница. — Я кормлю её, и она никуда не уходит.
— То есть, ты держишь её не в клетке?
— Никакой клетки у меня нет. Да и не держу я её вовсе. Она может идти, куда захочет. В любое время. Но она не уходит. Ведёт себя очень разумно: ничего не бьёт, нигде не пачкает. Спать уходит на двор. Когда ко мне кто-то приходит, обезьяна находит себе укромное место и сидит там, ничем не выдавая своего присутствия.
— Чем же ты кормишь её?
— Тем же, что ем сама. Вот разве что: морковный суп часто варю специально для неё. Очень уж она его любит.
— А это самец или самка? И живёт ли кто-то ещё с тобой в доме?
— Это самка, — спокойно отвечала женщина. — А живу я одна. Раньше жила с братьями, но теперь они живут отдельно.
— Зачем же ты привела её в дом? — удивился дервиш.
— Я не приводила её. Вот ещё! Один раз я вернулась с базара — а обезьяна сидит у меня во дворе и царапает на песке какие-то линии.
— И ты хочешь узнать, как тебе избавиться от неё?
— Вовсе нет. Она не является для меня обузой. С ней даже веселей! Всё-таки ещё одна живая душа в доме!
— Что же ты хочешь? — непонимающе пожал плечами дервиш.
— Я хочу узнать, какой в этом смысл.
— Ага! — обрадовался почему-то дервиш. — Значит, ты рассматриваешь обезьяну как знамение! Ведь так? И ты хочешь получить толкование?
— Нет, не так, — отвечала женщина. — Обезьяна — мой квартирант и сосед. Я не склонна видеть в каждом, кто приходит в мой дом, знамение. Я просто хочу знать, есть ли в этом какой-либо смысл.
Сахнуб погрустнел и задумался. «Интересно, — думал он, — есть ли какой-либо смысл в том, что эта странная женщина пришла ко мне именно сегодня?» Ответ не приходил ему в голову. Да и женщине не мог он ответить ничего разумного.
— Смысл во всём этом, безусловно, есть, — сказал он. — Но в чём он — я не знаю. Иди домой. И если смысл всего этого станет тебе ясен — приходи опять! Я выслушаю тебя с подобающим вниманием.
Женщина ушла, и больше Сахнуб её не видел.